В настоящее время вопросы создания туристского образа города, пути трансформации сформированных образов в туристические бренды, а также определение механизмов их последующего продвижения на международном и внутреннем туристских рынках можно отнести к числу относительно слабо разработанных направлений работы не только администрации города Череповец но и других городов Вологодской области, за исключением, пожалуй, только Великого Устюга – родины Деда Мороза.

Однако, очевидно, что дальнейшая разработка региональных стратегий развития туризма и позиционирование регионов на международном и внутреннем туристическом рынке в условиях отсутствия сформированных туристских образов территории становятся достаточно проблематичными.

Сложности, с которыми приходится сталкиваться при выполнении подобных работ, в значительной степени объективны и во многом связаны с самой природой туристского образа. Под ним понимается система рационально и эмоционально сформированных представлений, в основе которой лежат специфические особенности города или области, подчеркивающие ее индивидуальность с точки зрения массового туриста. Особо следует подчеркнуть двойственную природу туристского образа, прямо вытекающую из подобного определения. С одной стороны, образ является вещью вполне объективной, так как основывается на конкретных индивидуальных чертах и особенностях территории. С другой – важную роль при создании образа играют и субъективные факторы, и, прежде всего, связанные с психологическими особенностями личности и целевой аудитории, на которую он рассчитан.

Качество возникающих у массового туриста образов непосредственно связано с самим процессом познания города. В связи с этим особую важность приобретает разработка маршрута путешествия как способа знакомства с территорией. Точечный подход, по сути, ограничивает знакомство с территорией в основном прилегающими к месту проживания туриста районами (широко распространен при пляжно-купальной рекреации).

К числу объективных составляющих образа, прежде всего, можно отнести туристско-рекреационные ресурсы, то есть ту часть комплекса природных ресурсов Череповца и Вологодской области, которая важна с точки зрения развития рекреации и туризма: климатические, бальнеологические, биологические и др. составляющие потенциала, а также его историко-культурные ресурсы. Вклад в объективную основу туристского образа вносят и длительно существующие, устойчивые представления о территории, сложившиеся у массового туриста в результате знакомства с литературными, музыкальными, художественными произведениями, непосредственно связанными с рассматриваемой территорией. Часто подобные представления оказываются решающими при формировании образа. В связи с этим можно предположить, что одной из важных составляющих работ по формированию туристского образа территории становится объективная оценка ее природного и историко-культурного потенциала.

Методология и методики подобных оценок давно разрабатываются отечественными и зарубежными исследователями; существует довольно обширный материал по результатам подобных оценок, который весьма успешно использует турфирма Меридиан в городе Череповец. Однако их рассмотрение и использование вызывает вполне закономерные вопросы. Так, большинство российских, в частности, территорий, для которых проведены подобные работы, обладают уникальными с ресурсной точки зрения возможностями, но уровень развития здесь туризма и его вовлеченности во внутренний и, уж тем более, международный туристический рынок остается крайне низким. На наш взгляд, одна из причин этого – в недостаточно полном использовании потенциала подобных оценок, в том числе и с точки зрения формирования туристских образов.

Проведенная оценка потенциала позволяет не только констатировать его значение, но и в результате анализа его внутренней структуры наметить пути развития различных видов туризма и, следовательно, расширить диапазон формируемых туристских образов не только в городе Череповец, но и в Вологодской области в целом.

Категория: Друзья сайта, автор admin, 3595 просмотров, 0 комментариев