Беловка, Оренбург
Беловка

Строители крепости Оренбург возвели на высоком берегу Урала редант - открытую площадку без вала и рва, защищенную от неприятеля только береговым обрывом. В 1857 году редант превратили в бульвар, высадили первые деревья, построили павильон для буфета. Появились клумбы, фонтаны. Местный купец Белов соорудил легкую постройку "Вокзал", где по вечерам играла музыка. С тех пор бульвар, носящий имя Я.М. Свердлова, называют Беловкой.

В знойной степи строилась крепость, строился и город. Его жителям тягостно было переносить время, когда не было спасения от зноя и пыли, когда песок хрустел на зубах... Военный губернатор граф Эссен первым решился вступить с природой в бой - он потребовал от всех домовладельцев перед своим домом иметь палисадник, а каждому жители мужского пола, начиная с двенадцати лет, высадитя определенное количество деревьев и ухаживать за ними. За выполнением своего приказа следил очень строго. Но раститя деревья было трудно - городу не хватало воды. Эссен даже подумывал об устройстве водопровода...

Изнуренные зноем и пылью жители тянулись к реке, я живительной прохладе, в Зауральную рощу. Но та была на благоустроена. Эссен приказывает инженеру генерал–майорм Бикбулатову возглавить работы по реконструкции Зауральной рощи - проложить аллеи, произвести подсадку деревьев, выбрать и облагородить места под общественные пляжи. Его стараниями Зауральная роща вскоре становится любимейшим местом отдыха горожан. И на долгие годы в выходные и праздничные дни здесь звучала музыка военных оркестров, посетителей веселили специально отобранные солдаты–песенники. Каждое лето европейский берег узеньким свайным мостом соединялся с азиатским. Рядом с мостом была устроена купальня, здесь же выдавались прогулочные лодки. От широкой аллеи, ведущей к Большой поляне, была проложена целая сеть более мелких. И все они солдатами регулярно посыпались песком. Вдоль сохранившейся и поныне Старицы идет аллея, обсаженная деревьями, по преданию - высаженными еще при Эссене. Крутой, обрывистый берег тоже подвергся реконструкции - по нему к Уралу был сделан крутой спуск–лестница. Чуть левее, прямо отЕлизаветинских ворот, ныне не существующих, шла лестница, состоявшая из отдельных маршей в шесть–восемь ступеней и промежуточных площадок между ними для отдыха. Остатки этого спуска, сильно поврежденные и в захламленном виде, сохранились и поныне. В годы Великой Отечественной войны он был еще в числе действующих. Женщины и дети, тяжело нагруженные дарами бахчевых и картофельных делянок, поднимались по нему "в гору". Параллельно этой лестнице, чуть правее, шла пешеходная тропа, по которой велосипедисты тянули вверх свою огородную поклажу.

Неоднократно подвергалась реконструкции и набережная. Купец Белов - человек почти неграмотный, но исключительно сообразительный и предприимчивый, выкупил залоговые обязательства у вдовы купца–погорельца, прежнего арендатора набережной, разбил цветочные клумбы; рядом со старым спуском, у Елизаветинских ворот, поставил павильон–беседку, где продавались прохладительные напитки. На сваях, прямо над обрывистым берегом, соорудил ресторан. И дело у него пошло! Прямо от ресторана он проложил еще один пологий спуск без ступенек, змейкой доходивший почти до реки.

В настоящее время центре бульвара - памятник В.П. Чкалову, в глубине аллеи, на бетонном постаменте - мемориальная пушка. Центр бульвара переходит в спуск к реке Урал. Лестница с колоннами и беседками ведет к пешеходному мосту, соединяющему город с самой обширной зоной отдыха - Зауральной рощей. Под обрывистым правым берегом Урала - миниатюрный железнодорожный вокзал, от которого точно по расписанию отправляются поезда. Это детская железная дорога: и ездят по ней, и обслуживают ее с 1953 года дети. Железная дорога ведет в зону пионерских лагерей "Дубки".

Категория: Достопримечательности, автор admin, 9357 просмотров, 0 комментариев