К западу от Орска, приняв слева Орь и КумакУрал вопреки всем законам устремляется в горы. Дальнейший путь на запад преграждает ему каменная стена Губерлинских гор. Но Урал круто поворачивает на юго-восток, обходя горный массив. Огибая первую гряду Губерлинских гор, река проходит около 6 километров. Справа над ней - стометровая скала, слева - низкий берег, заросший пойменным лесом. Урал здесь широк и глубок, течение спокойное, почти незаметное, он похож на узкое и длинное горное озеро. Но вот заканчивается глубокий плес. Слышится шум падающей воды.

Впереди перекат Уик-Сай. Здесь русло реки представляет собой нагромождения огромных валунов и обломков скал. Справа нависают утесы, обрывающиеся прямо в воду. Величественная скала-бастион подходит слева, она сложена очень крепкими горными породами - амфиболитами и габбро. Долина здесь переходит в сравнительно узкое ущелье, и река быстро течет между двумя каменными стенами. Вскоре ущелье сменяется пологими холмами, но до выхода на равнину еще далеко. В поисках прорыва на запад Урал вновь меняет свое направление и течет на север. Но прямой путь ему вновь преграждает высокая гора Ак-Бик.

На высоте около 120 метров гора имеет горизонтальный уступ-террасу шириной 100- 120 метров. Этот уступ - древнее русло Урала. Около миллиона лет назад разрушенные уральские горы стали постепенно подниматься, и река вынуждена была углублять свое русло, врезаясь в вздымающиеся Губерлинские горы. Так образовались Орские ворота - выход Урала на запад. Близ устья Губерли ландшафт становится особенно живописным. К реке сбегают островерхие холмы и зубчатые скалы, расчлененные глубокими тенистыми ущельями. Между грядами и скалами сползают вниз потоки каменистых осыпей, сложенных обломками скал и валунов.

Эта горная страна перепилена глубокими каньонами речек Губерля, Тонатар, Эбита и их притоков. Днища каньонов густо заросли черной ольхой, осиной, березой, калиной. Иногда со склонов сползают темно-зеленые бороды казацкого можжевельника. Но достаточно подняться наверх, и вашему взору предстанет необозримый ковыльный простор древнего плато.

Таков природный феномен Губерлинского района уральского бассейна: скалистые горы - внизу, равнинная степь - вверху. Найти на карте этот уникальный ландшафт Южного Урала нетрудно. Он находится на севере Актюбинской области, там, где небольшой участок реки Урал служит границей между Казахстаном и Российской Федерацией.